info@appliedingredients.co


Синдром Самозванца


Перформанс/Инсталляция
CU
Москва
2024

Гастрономический перформанс Синдром Самозванца исследует тему одной из главных психологических характеристик участника креативных индустрий - сомнения в правильности выбора. Ведь для того чтобы создать новые впечатления нужно идти в неизведанные области. Есть вероятность сорвать овации зрителей, а можно оказаться непонятым, освистанным, и, следовательно, исключенным. 

Преодоление сомнений и реализация задуманного - суть жизни творческого человека: продюсера, художника, шеф-повара, предпринимателя. Перформанс наглядно демонстрирует метафору творческого акта, его отторжения, неприятия публикой и мгновенное преображение в желанный продукт, имеющий эмоциональную и гастрономическую ценность, продукт который объединяет сообщество.

Перформанс представляет собой публичное приготовление салата нисуаз, который впоследствии предлагается гостям в качестве праздничного угощения. 


Напротив золотой шторы (сцены) с афишей перформанса, в нескольких метрах шеф-повар готовит еду: нарезает помидоры, чистит яйца, разбирает салатную зелень. Пока гости заполняют зал, повар готовит блюдо для предстоящего вечера. 

В момент старта события, перформер в защитном костюме выходит на сцену которая полностью укрыта пищевой клеенкой. Он взбирается на табурет и начинает по бумажке читать шекспировский монолог - “Быть или не быть”.  Это действие вызывает не только интерес собравшихся, но и явное раздражение повара, готовящего салат. Он свирепеет и кидает в чтеца яйца, затем помидоры, анчоусы. Его акт неприятия и агрессии подхватывают другие участники перформанса находящиеся в зале - они хватают ингредиенты со стола и швыряют их в фигуру у золотой шторы, а затаившийся на балконе творческий коллектив Павел Пепперштейн и Соня Стереостирски - камео мероприятия, вываливает сверху ящик салатных листьев. От столкновения с декламатором ингредиенты лопаются, разрываются и, как следствие, перемешиваются на застеленном подготовленной пленкой полу. К моменту окончания монолога заготовка салата окончена. Перформер спускается с табурета, отходит в подготовленное место, снимает защитный костюм.

Вместе с помощниками он возвращается к сцене, где они берут за края клеенку и поднимают ее так, чтобы ингредиенты придвинулись к центру. Стерильными садовыми вилами и лопатами они раскладывают компоненты на гигантском стеклянном блюде. Его устанавливают на стол, повар производит пару финальных акцентов и салат начинают сервировать для гостей события. При этом часть используют для приготовления сандвичей пан банья (фр. Pan Bagnat) - специалитет из Ниццы, начинкой которого является салат нисуаз. 

Перформанс олицетворяет знакомый с античности сюжет в последствии ставший особенно полярным в миланском театре Ла Скала, и отталкивается от фигуры клакеров или подсадных. Клакеров нанимали конкурирующие театры, чтобы те провоцировали толпу на освистывание спектакля, закидывания помидорами неугодного артиста, используя эффект социального доказательства - феномена толпы.

Но есть нюанс, разбросанные овощи стали главным блюдом для гостей, а перформер остался незапятнанным, нетронутым мнением толпы. 

Референсом события послужил перформанс Алисон Ноулз “Я Готовлю Гигантский Салат”.